Очистка вагонов от остатков груза в Санкт-Петербурге
После выгрузки грузов вагоны, контейнеры должны быть очищены внутри и снаружи, с них должны быть сняты приспособления для крепления груза, за исключением несъемных приспособлений для крепления, а также должны быть приведены в исправное техническое состояние несъемные инвентарные приспособления для крепления грузополучателем или перевозчиком – в зависимости от того, кем обеспечивалась выгрузка грузов из вагона.
Очищенными признаются вагоны и контейнеры, из которых после выгрузки грузов удалены все остатки или скопления грузов внутри и снаружи на кузове вагонов и в контейнерах, а также на ходовых частях вагонов и вагонных соединений.
Очищенными признаются вагоны-цистерны и бункерные полувагоны при условии, если во внутренней и на внешней поверхности котлов или бункеров не имеется наличия остатков грузов.
При сливе груза из цистерн с верхним сливом остаток невыгруженного груза может допускаться не более 1 см.
При перевозке насыпных и навалочных грузов в собственных и арендованных вагонах допустимые остатки грузов в вагоне после выгрузки сырья из вагона устанавливаются только по письменному согласованию грузоотправителя и грузополучателя, перевозчика.
Очистка наружной поверхности и ходовых частей вагонов, контейнеров проводится во всех случаях, независимо от принадлежности вагона, контейнера.
Наличие незначительного количества снега в очищенном вагоне не является признаком его загрязнения.
Наружная и внутренняя поверхности вагона, контейнера должны быть очищены от загрязняющих вагон остатков защитной пленки, эмульсий, а также наклеек, ярлыков, бирок, меловой разметки, за исключением случаев, когда наличие таких же ярлыков на данном порожнем вагоне, контейнере, либо при перевозке в данном вагоне, контейнере иного груза предусматривается правилами перевозок этих грузов.
Все способы очистки вагонов, контейнеров должны обеспечивать их сохранность, а также не допускать загрязнения окружающей среды.
При обнаружении в вагоне, контейнере после выгрузки остатков ранее перевозимого в них груза грузополучатель или перевозчик в зависимости от того, чьими средствами осуществляется выгрузка, обязан полностью очистить вагон, контейнер от остатков всех грузов.
Грузополучатель вправе предъявить претензию грузоотправителю за погрузку грузов в его адрес в неочищенный вагон, контейнер. В данном случае грузополучатель составляет акт общей формы. Перевозчик по заявлению грузополучателя может принять участие в подтверждении наличия в вагоне, контейнере остатков ранее перевозимого груза и подписать акт общей формы.
Промывке грузополучателями также подлежат вагоны-зерновозы после выгрузки незерновых грузов. После выгрузки солода грузополучатель должен проветрить вагоны-зерновозы.
Перечень опасных грузов, в том числе наливных, после выгрузки которых требуется очистка, промывка, пропарка и дезинфекция вагонов и контейнеров, определяется Правилами перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, перевозимых наливом в вагонах-цистернах и бункерных полувагонах.
При отсутствии у грузополучателей возможностей для промывки вагонов их промывку могут обеспечивать перевозчики либо иные юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с договором. Обеззараживание грузов и транспортных средств производится грузополучателями или соответствующими органами государственного контроля.
Факт промывки вагона перевозчиком подтверждается актом общей формы, составляемым им с указанием в нем номеров промытых вагонов.
При нарушении требований к очистка вагонов, перевозчики имеют право не принимать от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожных путей или договор на подачу и уборку вагонов, после выгрузки или слива вагоны, контейнеры впредь до выполнения указанных требований. С указанных лиц в таких случаях взимается плата за пользование вагонами, контейнерами за все время их задержки, исчисляя с момента подачи вагонов под выгрузку или выставочные железнодорожные пути, а в случае задержки вагонов сверх сроков, взимается штраф.
В случае подачи вагонов под погрузку перевозчиком без согласия грузоотправителя порожних неочищенных вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает грузоотправителю штраф в размере сорока пяти и пятнадцати размеров минимального размера оплаты труда соответственно за очистку вагона и контейнера.
Подача неочищенных вагонов, контейнеров подтверждается совместными подписями перевозчика и грузоотправителя в актах общей формы.
Перевозчик вправе на основании уплаченного им штрафа предъявить в установленном порядке иск грузополучателю, который не обеспечил очистку вагонов, контейнеров после выгрузки.
Грузы после выгрузки которых должна производится промывка крытых вагонов: алебастр (гипс) в кусках и молотый, аргиллит, асбест, барит (шпат тяжелый), вата минеральная, выжимки овощные, гажа (мергель гипсовый), гипс, глина, глинозем, доломит, графит, грязи минеральные для ванн, дрожжи кормовые, жом картофельный и свекловичный, зола, известь, изгарь, каолин, картон асбестовый, кирпич, коагулянты, комбикорма, концентрат апатитовый, концентрат нефелиновый, краски и красители сухие, крупы всякие, мел, мертели, мука витаминная из древесной зелени, мука доломитовая, мука кормовая, мука пищевая, мука хвойно-витаминная, опилки цветных металлов, отходы всякие, пегматит, порошок асфальтовый, порошок известковый, порошок магнезитовый металлургический, порошок шамотный, пыль, сигареты, соль поваренная пищевая и техническая, средства моющие порошкообразные, стекло техническое и строительное, стружка цветных металлов и их сплавов, сульфаты, сырье табака и махорки, табак всякий, тальк молотый, тара стеклянная (при наличии боя), торф и торфяная продукция, удобрения органические и комплексные, удобрения химические и минеральные, фарш мясной сушеный, ферросплавы, цемент, шамот кусковой, шрот кормовой.
Оборудование для очистки подвижного состава от остатков насыпных грузов.
Вагоны после выгрузки должны передаваться железной дороге очищенными снаружи и изнутри. Очистка вагонов от остатков насыпного или кускового груза, выполняемая вручную – одна из самых трудоемких и дорогостоящих операций. В настоящее время применяются следующие способы очистки вагонов:
- механический – использование вибраторов и щеточных машин для зачистки вагона;
- гидравлический – в гидравлических устройствах для очистки вагона используются направленные струи воды под большим напором, управляемые вручную гидромониторы являются распространенным средством очистки для крытых вагонов;
- пневматический – устройства, очищающие полувагон выдуванием остатков груза через открытые люки;
- газодинамический – для газодинамической очистки вагона используются отработавшие нормативный ресурс реактивные авиадвигатели.
Очищенным признается вагон, с которого произведено удаление всех приспособлений и материалов, использованных для погрузки и перевозки груза, выметание остатков груза из вагона и мусора изнутри вагона, сметание груза и мусора с вагона, а также стирание меловых разметок снаружи вагона. Станция погрузки или очистки, обнаружившая поступление порожних полувагонов с остатками ранее перевозимых грузов, мусора и неснятыми реквизитами крепления, используя данные натурного листа, оформляет акт общей формы ГУ-23 и направляет полувагоны для очистки и снятия реквизитов крепления.
Акт общей формы ГУ-23, оперативное донесение, наряд на выполненную работу по очистке полувагонов, счет-фактура вместе с претензионным письмом направляются железной дороге, железнодорожная станция которой отправила после выгрузки неочищенный полувагон, или железной дороге, железнодорожная станция которой приняла неочищенный полувагон от станции железной дороги сопредельной страны. В счете-фактуре указывается сумма затрат на очистку полувагона или вагона.
Очистка (зачистка) грузовых вагонов от остатков груза и их промывка должны производиться в соответствии с требованиями Правил очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов, Санитарных правил по организации грузовых перевозок на железнодорожном транспорте. Не допускается применять при мойке деталей грузовых вагонов каустическую соду.
Перед очисткой крытых грузовых вагонов в ППВ, механизированных вагономоечных поездах следует определить содержимое остатков груза, а при необходимости определить состав остатка груза в химической лаборатории.
Очистку грузовых вагонов от остатков груза и мусора осуществляют вручную при помощи лопат, метел, ломов и другого инвентаря и инструмента. При наличии большого остатка груза очистка грузовых вагонов осуществляется с помощью различных механизмов (автопогрузчиков со съемными элементами, промышленных пылесосов, ленточных транспортеров, устанавливаемых под платформой, и других механизмов). Остатки груза из вагона должны сбрасываться в открытые двери грузового вагона с противоположной от эстакады (платформы) стороны.
После грубой очистки грузовой вагон дочищают ручным инструментом. Очистку труднодоступных мест в грузовых вагонах следует производить с использованием электро- и пневморазрыхлителей. Для удаления со стенок кузова грузового вагона затвердевших остатков груза следует применять вибрационную установку.
При очистке грузового вагона во избежание образования в нем пыли удаляемые отходы, мусор и остатки пылящих грузов следует смачивать водой. Для защиты от пыли работники депо должны применять СИЗ органов дыхания (респираторы, противогазы).
Приступать к наружной обмывке, проверке кузова и крыши на водопроницаемость, сухой очистке от остатков грузов, внутренней промывке и сушке грузовых вагонов работники должны после получения разрешения на начало производства работ, а также получения сведений о том, что грузовые вагоны не требуют специальной ветеринарно-санитарной обработки.
Очистка (зачистка) грузовых вагонов после перевозки ядохимикатов, пестицидов и других опасных и токсичных веществ и материалов допускается при наличии на ПТО специального железнодорожного пути, обособленной площадки для сбора остатков опасных грузов и отдельной канализационной системы.
Очистка грузовых вагонов, загрязненных радиоактивными веществами, допускается при наличии специализированных ж.д путей, специальной системы канализации и проведении радиационного контроля.
При промывке и наружной обмывке грузовых вагонов работники депо должны использовать специально предназначенные для этого рабочие шланги и рукава, длина которых должна обеспечивать промывку и наружную обмывку не более двух четырехосных грузовых вагонов из одной точки подключения.
При механизированном и ручном способах промывки вагонов не допускается выбрасывание струи воды из грузового вагона наружу через дверные проемы и люки. Чтобы избежать этого, работник должен закрыть все люки и двери вагона, а те, через которые подается вода, приоткрыть.
Грузовые вагоны после перевозки животных и сырья животного происхождения должны подвергаться ветеринарно-санитарной обработке на дезинфекционно-промывочных станциях или дезинфекционно-промывочных пунктах в соответствии с Правилами очистки и промывки вагонов и контейнеров после выгрузки грузов.
Грузовые вагоны после перевозки опасных веществ и материалов должны подвергаться нейтрализации, обезвреживанию и промыванию грузополучателем.
Сушку грузовых вагонов следует производить подогретым воздухом от отопительно-вентиляционных установок, сушильных агрегатов и других устройств.
При использовании для сушки вагонов огневой сушильной установки не допускается включение ее при наличии в системе течи жидкого топлива.
Складирование остатков грузов после зачистке вагона в зависимости от вида обработки производят раздельно на площадках, предусмотренных технологическим процессом.