Установка контррельсов в Санкт-Петербурге
В кривых участках пути по сравнению с прямым, ж.д путь работает более напряженно, так как на него воздействуют дополнительные горизонтальные силы вследствие поворота подвижного состава в колее. Поэтому для усиления пути в кривых радиусом менее 250 м укладывают контррельсы внутри колеи (т. е. между наружной и внутренней рельсовыми нитями) вдоль внутренней нити. Предполагается также, что при наличии контррельсов сход подвижного состава с рельсов причинит меньше вреда.
Применяют контррельсы двух видов: охранный и рабочий. Охранный контррельс при ширине желоба между ним и ходовым рельсом 72—82 мм Предотвращает сход с рельсов подвижного состава в пределах кривой, если даже по каким-либо причинам произойдет подъем колеса, катившегося по наружному рельсу кривой, и оно будет далее продолжать катиться на гребне. Охранные контррельсы так называемого мостового типа при ширине желоба от 82 до250 мм не предотвращают сход с рельсов подвижного состава в кривой, по выводят его на прямой участок с наименьшими повреждениями конструкции (моста, тоннельной обделки). Такие контррельсы на мостах и эстакадах укладывают внутри колеи у обоих рельсовых нитей.
Контррельсы на кривых продолжают и на прямые участки пути со стороны входа в кривую на5 м, со стороны выхода—на15 м. Желоба на входе и выходе имеют ширину не менее90 мм с постепенным сужением до нормальной величины.
Устройство рельсовой колеи тесно связано с конструкцией и размерами колесных пар подвижного состава. Колесная пара включает в себя стальную ось, на которую наглухо насажены колеса, имеющие для предотвращения схода с рельсов направляющие гребни.
Жесткое соединение колесных пар обеспечивает их устойчивое положение на рельсах, но в то же время затрудняет прохождение в кривых малого радиуса, где возможно их заклинивание.
Расстояние между внутренними гранями головок рельсов называется шириной колеи. Эта ширина складывается из расстояния между колесами (1440 мм+3 мм), двух толщин гребней (от 25 до33 мм) и зазоров между колесами и рельсами, необходимых для свободного прохождения колесных пар. Ширина нормальной (широкой) колеи в прямых и кривых участках пути с радиусом более349 м, принятая в России, составляет1520 ммс допуском в сторону уширения8 мм, а на участках со скоростью движения до50 км/ч—10 мм. Допуск в сторону сужения равен4 мм.
В соответствии с ПТЭ верхние части головок рельсов обеих нитей пути на прямых участках должны находиться на одном уровне. На всем протяжении прямых участков пути разрешается сооружать одну рельсовую нить на6 ммвыше другой.
В кривых участках устройство ж.д пути имеет ряд особенностей, основными из которых являются возвышение наружного рельса над внутренним, наличие переходных кривых, уширение колеи при малых радиусах.
Уширение колеи обеспечивает вписывание подвижного состава в кривые. Поскольку колесные пары закреплены в раме тележки таким образом, что в пределах жесткой базы они всегда параллельны друг другу, в кривой только одна колесная пара может расположиться по радиусу, а остальные находятся под углом к нему. Это требует увеличения зазора между гребнями колес и рельсами во избежание заклинивания колесных пар. ПТЭ установлены следующие нормативные значения ширины колеи в кривых в зависимости от радиуса кривой:
Радиус кривой, м………………Не более 299 300…349 350 и более
Ширина колеи, мм……………. 1535 1530 1520
Конструкция рабочего контррельса предусматривает не только предотвращение схода с рельсов подвижного состава, но и восприятие горизонтальных сил от колес, так как направляющие колеса, идущие по внутренней нити, упираются в контррельс, т. е. исключается передача горизонтальных сил на рельсы наружной нити кривой и тем самым предотвращается их боковой износ.