Ремонт железнодорожного пути в Санкт-Петербурге
Важной и трудоёмкой работой в ремонте железнодорожного пути является рихтовка пути — перемещение по балласту, поперёк пути, одновременно всей рельсошпальной решётки. Рихтовка производится при нарушениях направления ж.д пути или изменениях плавности кривизны в кривых различных радиусов. Рихтовка со сдвижкой пути до 2 см производится также после тщательного уплотнения балласта под шпалами подбивочными средствами, разгонки (увеличения) зазоров между торцами рельсов, смены шпал. При текущем содержании пути рихтовка производится в основном сглаживанием отдельных неровностей, а криволинейные или прямые участки пути, ось которых на значительном протяжении не совпадает с проектным положением, рихтуют по точному методу, то есть после измерения стрел прогиба по хордам длиной 20 метров и постановки пути в проектное положение. Рихтовать путь всегда по одной и той же рельсовой нити (на кривых по наружной). Каждый ремонт железнодорожного пути, связанный с подъемкой пути, нужно заканчивать рихтовкой и досыпкой балластной призмы до нормы по ширине и высоте; тщательно уплотнять балласт после боты, связанной с его рыхлением. Эти же меры позволяют предупреждать появление расстройств пути по уровню и появление просадок ( выправка пути по уровню).
Одной из основных и трудоёмких работ ремонта железнодорожного пути является выправка пути (исправление его в продольном профиле с уплотнением балласта под шпалами). Работы по выправке пути в продольном профиле и по уровню (в поперечном профиле) производятся при нарушении плавности движения поездов, при неплотном прилегании рельсов к подкладкам, подкладок к шпалам, шпал к балласту, при нарушениях взаимного расположения рельсовых нитей по уровню. При раздельном типе промежуточных рельсовых скреплений, допускающем регулировку положения рельсов по высоте, выправка пути производится с помощью регулировочных прокладок из кордонита (специальной пластмассы) или древесины толщиной 3, 5, 7 и 9 мм. Общая толщина прокладок под рельсом должна быть не более 14 мм. При подготовке пути к зиме все регулировочные прокладки должны быть изъяты и путь выправлен подбивкой шпал и переводных брусьев на стрелочных переводах.
Все железнодорожные работы выполняются вручную, так как ремонт жд пути требует замены, очистки, регулировки стыков и т. д. С путеизмерительными вагонами контролируют качество и прочность путей, также используют путеизмерительные тележки и шаблоны. Они применяются для фиксации ширины двух параллельных рельсовых нитей по уровню.
Важнейшее значение для сохранения длительного стабильного положения пути имеет предупреждение угона. Для этого необходимо систематически проверять и тщательно закреплять противоугоны, обеспечивая плотное прилегание их к шпалам, заменять дефектные, затягивать болты в стыках, закреплять клеммные и закладные болты и шурупы, заменять негодные.
Для предотвращения потери устойчивости ж.д пути при высоких температурах необходимо содержать рельсовые зазоры в норме, следить за исправной работой противоугонных средств, при производстве путевых работ не допускать ослабления устойчивости ж.д пути, способной привести к его выбросу, своевременно устранять отступления пути в плане. При наличии двух и более (при рельсах длиной 25 м) и трех и более (при рельсах длиной 12,5 м) слитых зазоров подряд необходимо их регулировать, если такие зазоры не являются нормальными.
Для увеличения сроков службы рельсов и предупреждения преждевременного появления дефектов необходимо вовремя исправлять отступления по уровню, в профиле и плане, в первую очередь устраняя расстройства в стыках и регулируя зазоры.
Для реконструкции и ремонт жд путей организовали 54 машино-путевые станции в 1936 году. Система капитального и среднего ремонта предусматривает мощность и экспортирование конструкций железнодорожных путей. Обеспечивать и содержать ремонт — задача службы пути на предприятии путевых станций. В работе полностью заменяют все негодные и испорченные материалы на новые. Обязательно очищают и заменяют балластный слой. В результате проведения ремонтных работ все дефектные рельсы заменяются лишь раз, следующая замена производится с новым ремонтом. За работой людей следят мастера, которые отвечают за технику безопасности и качественное выполнение работ. Каждый несет большую ответственность и старается выполнять свою работу качественно. Классифицируют железнодорожные пути по классам группам и категориям, высчитывают дистанции и приступают к сооружению.
Стыковые болты, помимо частичного подкрепления, подтягивают и смазывают сплошь весной и осенью. Изношенные стыковые накладки заменяют, своевременно наплавляют смятые концы рельсов и шлифуют поверхности катания рельсов.
Вертикальные ступеньки в стыках по поверхности катания рельсов, как правило, не допускаются. При одиночной смене рельсов может быть допущена ступенька по высоте и ширине головки не более 1 мм.
После смены рельсов или накладок необходимо повторно подтянуть стыковые болты через несколько дней. Подтягивать их начинают с двух средних болтов. Стыковые болты необходимо также подкреплять после каждой выправки стыка. Стыковые болты следует вставлять в хорошо совмещенные отверстия накладок и рельсов, сохраняя резьбу. После затяжки болтов допускается неприлегание средней части накладок к головке старогодных рельсов не более 1,5 мм, а новых 0,5 мм.
Подкладки должны плотно опираться на поверхность шпал, просвет между подошвой рельса и подкладкой более 1 мм не допускается. Костыли забивают только перпендикулярно поверхности шпалы. Изогнутые костыли должны быть выпрямлены. При забивке следят за тем, чтобы основные костыли прилегали головкой и стержнем к подошве рельса, а головка дополнительных к бортикам подкладок. Шурупы завинчивают ключами, забивать их молотком нельзя.
Постоянно следят за прокладками промежуточных скреплений, не допускают их выползания из-под подкладки и подошвы рельса, среза торцом подкладки.
Балластная призма должна быть чистой, нельзя допускать ее переувлажнения и изменять (особенно уменьшать) установленное поперечное сечение. С поверхности призмы следует регулярно удалять засорители, а весной перед началом таяния снег с загрязнителями. Нельзя заправлять призму загрязненным балластом, допускать зарастания ее поверхности и обочин земляного полотна травой.
Путь с железобетонными шпалами. Чтобы исключить появление трещин в их средней части, путь подбивают только в пределах 100 см от торцов шпал. При первых признаках образования трещин проверяют наличие зазора между подошвой шпалы в ее средней части и балластом. Если его нет, балласт из-под средней части шпалы удаляют на длине 70 см на глубину 45 см или сплошь поднимают путь и подбивают шпалы.
Выправка пути в продольном и поперечном профиле. Перед началом выправки пути в продольном профиле определяют границы и величины просадок визированием и промерами положения рельсовых нитей по уровню. Визирование на прямых участках производят по головке рельсов менее просевшей нити, а в кривых по внутренней нити. Величину подъемки противоположной нити определяют по уровню с учетом нормы возвышения. При коротких неровностях (толчках) путь исправляют на глаз, ориентируясь по наружной грани головки рельса выправляемой нити, в месте просадки и за ее пределами, поднимая путь до выравнивания грани в прямую линию. При исправлении коротких отдельно расположенных просадок путь рихтуют сразу после подбивки шпал на каждой отдельной просадке.
Выправка пути регулировочными прокладками производится при раздельном скреплении в зимний период.
Если выявленные отклонения колеи превышают установленные допуски, делается перешивка пути (регулировка ширины колеи) в определённой последовательности. Сначала измеряют колею, зачищают заусенцы на шпалах и антисептируют эти места. Затем одну рельсовую нить расшивают, антисептируют отверстия для костылей, ставят пластинки-закрепители в каждое отверстие и зашивают костылями по шаблону. Если колея нарушается из-за разработки шурупных отверстий в шпалах, то перешивку пути выполняют со снятием подкладок и ремонтом шпал. При клеммно-болтовом скреплении путь с рельсами Р65 на железобетонных шпалах колея не регулируется, а с рельсами Р50 регулировка производится путём перемещения подошв рельсов по опорной поверхности металлической подкладки, имеющей вертикальную ось, расположенную несимметрично относительно оси рельса. Это позволяет регулировать ширину колеи до 6 мм.
Такой ремонт железнодорожного пути как исправление ширины колеи не требует ограничения скорости, если одновременно расшивается не более трех шпал подряд, а при рельсах типа Р50 и тяжелее с применением стяжного прибора не более шести шпал. В кривых участках перешивают только внутреннюю нить. Если необходимо перешить наружную нить, зимой даже со стяжным прибором нельзя расшивать более трех концов шпал подряд. Такие же требования предъявляются и при перешивке стрелочных переводов.
Железнодорожный транспорт — одна из самых востребованных частей экономической системы. Ремонт ж д путей зачастую производится ради безопасности пассажиров и их багажа. Он бывает капитальным, подвесочным, сплошным и средним. Высокое качество и долговечность железнодорожных путей полностью зависит от профессионализма и опыта специалистов. Множество отраслей зависит от исправной работы транспорта, а потому к техническому обслуживанию путей допускают только подготовленных и знающих людей.